Общая характеристика
Подшипники предназначены для восприятия радиальных нагрузок. Они обладают значительно большей радиальной грузоподъемностью по сравнению с грузоподъемностью радиальных шарикоподшипников равных габаритных размеров, но по скоростным характеристикам несколько им уступают.
Подшипники с цилиндрическими роликами очень чувствительны к перекосам внутренних колец относительно наружных, так как при перекосах возникает концентрация напряжений у краев ролика. Для снижения этих напряжений изготовляют подшипники специальных модификаций — с выпуклыми (бомбинированными) роликами роликами или дорожками качения.
Такие подшипники устанавливают на жестких коротких двухопорных валах. Однорядные подшипники основного типа имеют следующие конструктивные разновидности: 2000 — без бортов на наружном кольце; 12000 — с одним бортом на наружном кольце; 32000 — без бортов на внутреннем кольце; 42000 — с одним бортом на внутреннем кольце; 52000 — с безбортовым внутренним кольцом и фасонным упорным кольцом; 62000 — с одним бортом на внутреннем кольце и фасонным упорным кольцом; 92000 — с одним бортом на внутреннем кольце и плоским упорным кольцом.
Подшипники типов 2000 и 32000 допускают в процессе монтажа и эксплуатации двустороннее осевое перемещение внутреннего кольца относительно наружного. Эти подшипники воспринимают только радиальную нагрузку.
У подшипников типа 52000 возможно двустороннее осевое перемещение внутреннего кольца относительно наружного только в процессе монтажа до установки фасонного упорного кольца. В смонтированном узле допускается осевое перемещение только в одном направлении. Можно осуществлять одностороннюю фиксацию вала лишь при незначительных осевых усилиях.
В подшипниках типов 12000 и 42000 в процессе монтажа и эксплуатации допускается одностороннее осевое смещение внутреннего кольца относительно наружного. С их помощью может быть обеспечена односторонняя фиксация вала только при незначительных осевых усилиях.
Подшипники типов 62000 и 92000 допускают одностороннее осевое перемещение внутреннего кольца относительно наружного только в процессе монтажа, до установки упорных колец. Они могут обеспечивать двустороннюю осевую фиксацию вала при незначитльных осевых усилиях.
Однорядные подшипники типов 292000 (без внутреннего кольца) и 502000 (без наружного кольца) применяют при необходимости уменьшения радиальных габаритов узла. Подшипники типа 292000 также используют в тех случаях, когда необходимо максимально повысить прочность и жесткость вала. Другая дорожка качения образуется непосредственно на валу или в расточке корпуса. Твердость и точность поверхности дорожек качения должны быть такими же, как и у подшипниковых колец.
Двухрядные подшипники без бортов на наружном кольце типа 3182000 (с конусным отверстием) и типа 3282000 (с цилиндрическим отверстием) допускают двустооннее осевое перемещение внутреннего кольца относительно наружного. Они могут воспринимать только радиальную нагрузку. Основное отличие подшипников типа 3182000 от подшипников с цилиндрическими роликами других типов заключается в том, что они при эксплуатации допускают регулирование радиального зазора, а в случае необходимости создание предварительного натяга между дорожками качения и роликами. Регулируют радиальный зазор осевым перемещением внутреннего кольца по конической шейке вала.
Сепараторы
У однорядных подшипников с короткими цилиндрическими роликами сепараторы штампованные или массивные. Материал массивных сепараторов — сталь, латунь, бронза, алюминиевые сплавы. Центрируются массивные сепараторы обычно по двухбортовому кольцу.
У двухрядных подшипников типов 3182000 и 3282000 в массивных сепараторах принято шахматное расположение гнезд под ролики. При этом обеспечиваются повышенная радиальная жесткость подшипника и плавность его вращения.
подшипники без бортов на наружном кольце: |
|||
2206 2207 2208 2210 2222 2224 2226 |
2228 2234 2234Л 2306 2307 2308 2309 |
2310 2311 2312 2313 2314 2315 2316 |
2317 2318 2319 2609 2612 2614 2712 |
подшипники с однобортовым наружным кольцом: |
|||
6-12115Е |
12212 12213 12307 |
12308 12309 12310 12311 |
12315 12613 12609 |
подшипники с безбортовым внутренним кольцом: |
|||
32124Л 32207 32208 32212 32213 32214 |
32216 32218 32306 32308 32309 |
32310 32312 32313Л 32314 32315 32317 |
32318 32320Л 32417М 32605 32608 |
подшипники с однобортовым внутренним кольцом: |
|||
42204Д 42205Е 42206 42207 42209 |
42212 42213 42215 42216 42217 |
42218 42305Е 42308 42310 42312 |
42314 42315 42417М 42606Л 42612 |
подшипники с однобортовым внутренним кольцом и с плоским упорным кольцом: |
|||
92206 92305 |
92412 92714 |
||
подшипники с безбортовым наружным кольцом и с двумя запорными шайбами |
|||
102209 102210 102304 |
102305 102306 102307 |
102308 102309 102407 |
102409 102605 102805 |
подшипники без внутреннего кольца |
|||
292212 292213 |
292305Е 292306 |
||
подшипники двухрядные с коническим отверстием и бортами на внутреннем кольце |
|||
3182106 3182110 3182113 |
3182115 3182116 3182118 |