Общая характеристика
Подшипники предназначены для восприятия радиальных и осевых нагрузок. Их способность воспринимать осевую нагрузку зависит от угла контакта, представляющего собой угол между плоскостью центров шариков и прямой, проходящей через центр шарика и точку касания шарика с дорожкой качения. С увеличением угла контакта осевая грузоподъемность возрастает вследствие уменьшение радиальной.
По скоростным характеристикам радиально-упорные подшипники не уступают радиальным однорядным. Увеличение угла контакта приводит к снижению допускаемых частот вращения и увеличению воспринимаемой подшипниками односторонней осевой нагрузки.
В подшипниках типов 36000, 46000 и 66000 предусмотре скос на наружном кольце, необходимый для сборки на заводе-изготовителе. При монтаже и эксплуатации раъему подшипников препятствует замок, образованный между дорожкой качения и скосом. Сепаратор центрируется по внутреннему кольцу.
Подшипники устанавливают на жестких двухопорных валах с небольшим расстоянием между опорами, а также в узлах, где требуется регулирование зазора в подшипниках при монтаже или в процессее эксплуатации.
В процессе эксплуатации зазоры в сдвоенном подшипнике с наружными кольцами, обращенными друг к другу широкими (типы 236000, 246000 и 266000) или узкими (типы 336000, 346000 и 366000) торцами, не регулируются. Начальный зазор между внутренними кольцами у подшипников типов 236000, 246000 и 266000 (при осевой фиксации на валу) и между наружными кольцами подшипников типов 336000, 346000 и 366000 (при осевой фиксации в корпусе) имеет минимальное значение или полностью ликвидируется. В последнем случае в опоре создается предварительный натяг, с помощью которого устраняется осевая и радиальная игра вала или корпуса в процессе работы узла, увеличиваются грузоподъемность комплекта подшипников, их жесткость, точность вращения и долговечность. Подшипники одного комплекта невзаимозаменяемы с подшипниками другого комплекта того же типа.
Подшипники типов 236000, 246000 и 266000 воспринимают радиальные, комбинированные и двусторонние осевые нагрузки, обеспечивают угловую жесткость опоры, могут применяться в «плавающих» опорах без фиксирования наружных колец в осевом направлении.
Подшипники типов 336000, 346000 и 366000 воспринимают радиальные, комбинированные и двусторонние осевые нагрузки при меньшей уголовой жесткости опор, чем у подшипников типов 236000, 246000 и 266000.
Допустимые нагрузки для подшипников типов 236000, 246000, 266000 и 336000, 346000, 366000 по сравнению с соответствующими однорядными подшипниками: радиальная — больше в 1,8 раза; осевая (в обе стороны) — такая же, как у однорядного подшипника.
Подшипники типов 436000, 446000 и 466000, обращенные друг к другу разноименными торцами, воспринимают (по сравнению с однорядными подшипниками) почти двойную одностороннюю осевую нагрузку. Их применяют в узлах с очень большими осевыми усилиями при достаточно высокой частоте вращения, когда упорные подшипники не могут быть использованы. При более значительных осевых усилиях применяют комплекты из трех и четырех однорядных подшипников.
У подшипников с разъемным внутренним (тип 176000) или наружным (тип 116000) кольцом профили дорожек качения образованы двумя дугами со смещенными центрами. Шарик касается колец в четырех точках. Подшипники могут воспринимать радиальную, а также двустороннюю осевую нагрузку, которая не должна превышать 70% неиспользованной допустимой радиальной нагрузки. Их применяют в опорах с жесткой двусторонней осевой фиксацией, а также для восприятия чисто осевой нагрузки, когда подшипники других типов не подходят по скоростным или нагрузочным характеристикам и нежелательно регулирование зазора в подшипнике в процессе эксплуатации.
Подшипники 178000 используют с целью обеспечения высокой точности при большой скорости вращенияв шпинделях станков в паре с цилиндрическими роликоподшипниками. Подшипники имеют угол контакта 60o и способны воспринимать значительные осевые нагрузки в обе стороны и небольшие радиальные нагрузки. Большой угол контакта позволяет устранить основной недостаток упорных подшипников: при высокой скорости вращения проскальзывание тел качения под действием цнтробежных и гироскопических сил и соответствующее искажение профиля дорожек качения.
Быстроходность упорно-радиальных подшипников приблизительно в 2-2,5 раза выше, чем у упорных, а их несущая способность меньше в среднем на 25-40%, что для шпиндельных узлов практического значения не имеет, поскольку размеры подшипников шпинделя, выбираемые по критерию жесткости, как правило, обеспечивают достаточный ресурс долговечности по усталости. Подшипники могут работать как с жидкими, так и с пластичными смазками. Для прохождения смазки в рабочую зону подшипника на наружной цилиндрической поверхности наружного кольца имеется проточка с отверстиями для подвода смазки. Для обеспечения осевого зазора или натяга между тугими колтьцами подшипника установлено дистанционное кольцо.
Подшипники изготавливаются с точеными латунными сепараторами.
подшипники однорядные со съемным наружным кольцом: |
|||
6003 |
6015 6020Е 6025 6026 6027 |
||
подшипники однорядные неразъемные: | |||
36203 36218 46118 46120 46122Л 46202 46204 |
46210 46211Е 46212Л 46214Л 46215 46216Л |
46218Л 46304 46306Е 46306Л 46308Л 46309Е 46310 |
46312 66211 66314Л 66408Л 66410Л 66412Л |
подшипники сдвоенные по схеме «О» : |
|||
6-246114Л | 4-236203Е | ||
подшипники сдвоенные по схеме «Т» : |
|||
4-436102Е 2-436201Е |
5-436211Е 466311 |
||
подшипники двухрядные : | |||
6-256706Е 256708Е 256907Е 3056203 3056205 |
3056206 3056207 3056209 3086309 3086313 |
||
подшипники двухрядные с двумя внутр.кольцами, специальные: |
|||
776701 776702 |
776801 |